Инопланетная Скарлетт Йоханссон в триллере Джонатана Глейзера
Инопланетянка в облике земной и очень соблазнительной женщины (Скарлетт Йоханссон) ведет на пустынных шотландских дорогах охоту на мужчин. Заманивая жертв в заброшенный дом, она топит их в некой вязкой субстанции непонятного происхождения, где они продолжают жить, словно в другом измерении. Очевидно, у героини есть некая цель, но нам она не раскрывается — как и дальнейшая судьба мужчин. В определенный момент инопланетная сирена, до этого механически-отстраненно выполнявшая порученное ей задание, начинает проникаться человеческими эмоциями, которые осторожно примеряет на себя. Низкобюджетный фильм британского режиссера Джонатана Глейзера, премьера которого состоялась на прошлогоднем Венецианском фестивале, вызвал диаметрально противоположные реакции как в зрительном зале, так и среди критиков, и это как минимум одна из причин его посмотреть. Вторая — и главная — сложнейшая актерская работа Скарлетт Йоханссон, которая здесь столкнулась с нетривиальной задачей: играть не эмоции, а отсутствие таковых.

Киношедевр 1960-х во дворе «Стрелки»
На «Стрелке» завершается кинопрограмма «Повседневность: как это сделано», составленная из фильмов о людях XX века. Вечером 28 июля ее куратор, киновед Михаил Ратгауз, представит единственный фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1966) — поэтичное, тонкое и горькое кино о неслучившейся любви, близости и отчуждении, эфемерности и «некоммуникабельности» чувств, которым восхищался Микеланджело Антониони. Фильм, получивший главный приз Международного фестиваля авторского кино в Бергамо, в СССР прошел почти незамеченным — его «несоветскость», емкая простота и психологическая точность не нашли понимания даже в кинематографической среде. Меж тем это настоящий шедевр советской «новой волны», который за час с небольшим позволяет прожить и прочувствовать то, на что иногда уходят годы.

Звуковые скульптуры и съедобные облака на фестивале лэнд-арта в Никола-Ленивце
Архитектура привычно воспринимается как некие застывшие пространственные формы — участники и организаторы фестиваля лэнд-арта «Архстояние» расширяют эти представления, предлагая посмотреть на вещи под другим углом. Архитектурный объект в Никола-Ленивце не самоцель, а способ взаимодействия с природой и элемент игры со временем. Например, возведенный в этом году «Ленивый зиккурат» сложен из зараженных короедом деревьев по древнерусской технологии. Архитектура — это «здесь и сейчас», она предполагает чувственное, образное восприятие, которое призваны пробудить многочисленные перформансы в формате site-specific, нескучные «круглые столы», превращенные в сократовскую прогулку с элементами циркового шоу, звуковые скульптуры и мультимедийные инсталляции. Ну где еще вам представится возможность продегустировать облака, услышать функциональное мычание, а потом отправиться на концерт инди-музыкантов?

Простые вещи «русской француженки»
Ее называют «русской француженкой», она себя — «just a simple Russian girl». Женя Любич пишет и поет на русском, английском и французском. Собственно, в России о ней впервые узнали как об участнице французского проекта Nouvelle Vague, с которыми она записала несколько дисков. С песнями с дебютного сольного альбома C’est la vie она сразу же попала в ротацию нескольких радиостанций и побывала на крупных российских музыкальных фестивалях вроде «Дикой мяты» и «Усадьбы Jazz». С тех пор она объездила с концертами ряд городов, получила премию «Степной волк», дебютировала со своими песнями в кино и записала альбом с электронным дуэтом Neon Lights.

Девяностые в мировом искусстве тогда и сейчас
Выставка The New International в «Гараже» объединит работы двух поколений международных художников, работавших в 1990-е. К первому принадлежат уже состоявшиеся к тому времени Александр Бренер, Феликс Гонзалес-Торрес, Ширин Нешат, Сантьяго Сьерра и другие. Ко второму — их младшие современники Дан Во, Макико Кудо и Гошка Макуга, которые тогда только начинали свой путь в искусстве. Масштабные социальные и политические изменения последнего десятилетия прошлого века, связанные с окончанием холодной войны, крахом коммунизма и распространением терроризма, не только определили тематику их творчества, но и привели к появлению феномена «нового международного искусства». Его развитию способствовали и биеннале по всему миру, и развитие интернета. Выставку сопровождает образовательная программа. Так, 1 августа состоится дискуссия «Восток/Запад/Восток тогда и сейчас» с участием словенской арт-группы IRWIN, а также лекция «Малевич на Западе» о том, почему именно автор «Черного квадрата» стал символом русского искусства для западного зрителя.

Дематериализация пространства и материализация иллюзий на выставке гибридного искусства
Световые скульптуры, кинетические инсталляции, футуристические кинохроники прошлого — на ВДНХ открылась пятая выставка гибридного искусства Lexus Hybrid Art. Здесь все иллюзорно и непостоянно: бесформенная инсталляция из щепок и мусора при помощи оптического обмана превращается в человеческие фигуры, а стены павильона — в потоки воды. Используя новейшие технологии, современные художники, работающие на стыке науки и искусства, материализуют представления, чувства и время. Десять эпизодов выставки складываются в коллективную фантазию о будущем, где в потоке информационного шума можно синхронизироваться с другим человеком или увидеть окружающий мир кожей. Конечно, это утопия — но столь явственная и детальная, что трудно не поверить в нее как в свершившуюся реальность.

Балетный авангард в исполнении Натальи Осиповой и Ивана Васильева
На сцене Музыкального театра имени Станиславского с программой хореографических миниатюр «Соло для двоих» выступят прима и премьер Михайловского театра Наталья Осипова и Иван Васильев, одна из самых известных в мире балетных пар. Они станцуют постановки трех современных хореографов: Mea Culpa Сиди Ларби Шеркауи, Passo Охада Наарина и Facada Артура Пита. Бельгиец с марокканскими корнями Шеркауи работал с сильнейшими танцевальными труппами — лондонской Sadler’s Wells и балетом Парижской оперы, сотрудничал с такими современными художниками, как Энтони Гормли и Марина Абрамович, а в 2010 году основал собственную компанию Eastman в Антверпене. Охад Наарин — самобытный израильский хореограф, основатель Batsheva Dance Company и автор оригинальной танцевальной техники гага, совмещающей элементы классического балета с современным танцем, главная особенность которой — непрерывное движение. Хореография португальца Артура Пита, приглашенного балетмейстера Королевского балета, вырастает из традиционной музыки фадо, исполненной невыразимого томления, ностальгии и грусти.

Леди Гага в неоклассическом антураже
Американский режиссер-визионер Роберт Уилсон известен прежде всего экспериментальными театральными постановками, раздвигающими границы жанра, времени и пространства. Спектакли Уилсона — завораживающие, пугающие, невероятно красивые и образные. В течение нескольких лет он создает столь же сложносочиненные, насыщенные культурными отсылками видеопортреты своих современников — Марины Абрамович, Брэда Питта, Михаила Барышникова, Изабеллы Росселлини, Вайноны Райдер. Леди Гагу Уилсон помещает в обстановку классических полотен — «Смерти Марата» (1793) Давида, «Портрета мадмуазель Ривьер» (1806) Энгра и «Головы Иоанна Крестителя» Соларио (1507). Ее 23 видеопортрета до середины сентября можно увидеть в нью-йоркском Уотермил-центре — междисциплинарной арт-лаборатории, основанной Уилсоном в 2006 году.